Сотрудники Frictional Games смогли сотворить проект, который не копирует ни одну из их прошлых работ. Может быть, благотворно сказался творческий перерыв, а, может, это такая эволюция умов. Но, как бы там ни было, а SOMA, хоть и слегка уступает Alien: Isolation по пафосу и величине средств, но должен, как нам кажется, стать лучшим хоррором года.
Однако, мы погорячились, сказав, что новинка нигде не копирует предыдущие работы мастеров. Похожа она с предшественницами, кажется, в сюжетной завязке. Начинается всё с того, что герой по имени Саймон падает в окружение, которое он ни разу в глаза не видел, и ищет оттуда путь. Случилось это после автоаварии. И попал он ни куда-нибудь, а в закрытую и засекреченную лабораторию, «спящую» на дне океана.
Следующий момент, который роднит эту игру с сёстрами — это незамороченное управление и понятный интерфейс. Мы будем видеть только одну прозрачную кнопку и весь инвентарь, пользоваться предметами из которого сможем по ситуации. Если активировался какой-то предмет, значит, надо его срочно пускать в дело. Если он подходит для того, чтобы запихнуть его в карман, значит. скоро придётся его и доставать. В нашем распоряжении небольшое количество кнопок, и самые «трудные» — это Q и E, с помощью которых мы будем высовываться из-за угла.
Наводим курсор на предмет и прозрачная кнопка превращается или в руку, или в какой-то другой знак, говорящий нам, что делать с этим предметом. Словом, полностью интуитивный интерфейс.
Подкачала визуальная составляющая. Если сравнивать с мега-реалистичной Alien: Isolation, то разница бросается в глаза. К тому же, тут нет карт. Так что, если хотите поиграть с удовольствием, примите её такой, какая она есть, без сравнений и ожиданий заранее.
Нет карт, но также нет и индикаторов. Вам никто не покажет, насколько опасно ранение, которым вас наградили. Поэтому к герою вам надо будет относиться весьма чутко — если дышит часто, его трясёт, часто колотится сердце, значит дело плохо.
Когда вы будете переходить на новые локации, вам будут намекать на графические артефакты. И это логически объясняется тем, что герой связан с окружением какой-то таинственной связью — он знает, что тут происходит или происходило. Инсценировки произошедших эпизодов будут по-настоящему страшными, поэтому если хотите атмосферности, то наушники в уши. Надо вам по достоинству оценить труд звукорежиссёров, они ведь шли на сущие безумства ради вас. Например, за дни до премьеры в сети появилось видео, где эти храбрые ребята просто сидят в каком-то водоёме и плескаются, извлекая нужные звуки.
Не знаем, плюс это или минус, но минувшие события наш персонаж видит в виде сюжетного повествования. То есть изменить вы уже ничего не в силах, но можете намотать на ус инфу, которая пригодится дальше.
Как утверждают разработчики, центральная сила игры — это гнетущая атмосфера и постоянное напряжение игрока. И даже когда ничего не происходит и вы вроде одни, найдётся, от чего повздрагивать — то скрипы, то шорохи, то движения. Так что, если нервы у вас слабые, подумайте, надо ли вам оно.
Ещё SOMA порадует нас водичкой. Иногда мы будем чувствовать себя как в космическом пространстве — почти та же атмосфера невесомости. Но если в космосе вокруг вас вроде бы никого быть не должно, то тут будут рыбки, пузырьки, и огромное ощущение давления.
Но рыбки — это чересчур пресно, поэтому готовьтесь встретить тут кучу монстров, каждый из которых со своей харизмой. У них даже представления о морали и ценностях есть. Есть характер, а значит есть причины, которые сделали его именно таким. Причины-то и придётся вам понять. И вот тут-то SOMA даёт несколько очков вперёд Alien: Isolation. В последнем случае мы сталкивались лишь с одним крупным монстром и с кучей другой разной мелкой шушеры, а здесь в этом плане всё крайне оригинально, самобытно, интересно и необычно.
Понравится игра и интеллектуалам, ведь её центральный бриллиант после атмосферы — это интересные головоломки. Чтобы идти от локации к локации, нужно будет брать немало сложнючих задач. И разработчики в этом плане проявили всю свою свирепость — они могут и запутывать, направлять по неправильной дороге. Думайте сами. решайте сами, что называется.
Надо будет развивать в себе и навыки следопыта. Надо будет разыскать кучу предметов. И при этом вы можете всё передвигать, брать, кидать, перемещать. Отвести душу можно легко. И найти нужное можно будет. обратив внимание, светится предмет или нет. Если светится, то он наш.
Завершая материал отметим, что данный хоррор, конечно, не просто развлекалочка, тайм-киллер и «разгрузка мозгов». Кому-то может не хватить экшена, кто-то будет плеваться от картинки. Но больше придраться совершенно не к чему! Головоломки по истине головоломные, сюжеты глубокие. хоть фильмы снимай, Монстры харизматичны, а звук ласкает уши.
И если вы в своё время прониклись Penumbra и Amnesia, то SOMA — то, что вам нужно. Да даже если не прониклись, но желаете пощекотать себе нервы, то добро пожаловать.