Время года, да и установившаяся пока погода, как нельзя лучше способствуют тому, чтобы пасмурным днём, под звуки барабанящего по крыше дождя устроиться поудобнее, завернувшись в тёплый плед, и слушать страшную, леденящую кровь историю о том, как сумасшедший маньяк стремился лишить жизни восьмерых незадачливых товарищей, попавших в его поле зрения.
Вслед за студией Ready at Dawn и её игрой The Order: 1886, которая получила самые разные оценки, представители компании Sony дали шанс ещё одной студи, не заработавшей себе пока серьёзное имя, попробовать себя в разработке претенциозного блокбастера — мы говорим о студии Supermassive Games с Until Dawn. Причём сразу на ниве интерактивных драм, одни из которых нехило кружили голову пользователям (Heavy Rain, Fahrenheit), а другие заставляли их неистово плеваться (Beyond: Two Souls) — и всё это к Дэвиду Кейджу. Давайте же разберёмся, что получается, когда игротворцы, пока не имеющие серьёзного опыта, заручаются поддержкой легендарного бренда, получают в свои руки возможности продвинутых технологий и шанс работать с именитыми личностями.
Ещё на стадии рекламы всем внимательным стало понятно, что игра не преминет собрать в кучу все клише молодёжных слешеров категории «Б». Кучка тинейджеров, уставших от суеты и общества, и смотавшихся от всех взрослых в домик на отшибе? Присутствуют. Маньяк, заскучавший в глуши и воодушевлённый близостью такой компании? Есть. Даже герои шаблонны — есть первая красавица школы, есть стерва, есть представитель золотой молодёжи, есть заучка, есть парень-сорвиголова и т.д. Казалось бы, всё это мы уже видели миллион раз, но не будем торопиться с вердиктами. Если присмотреться внимательнее, выйдет, что даже из таких ингредиентов можно сотворить блюдо неизведанное.
Что отличает хорошую игру? Возможность управлять героем и самому чувствовать себя творцом истории, а не покорно следовать по тем путям, которыми решат повести нас разработчики. Ведь наверняка, сколько раз, смотря тот или иной ужастик, мы негодуем: «Ну куда ты идёшь, там же опасно, очевидно, что там кроется маньяк!» Вот теперь будете сами делать эти нелёгкие выборы. Только ваша «диванная» логика поломается не раз, когда сами окажетесь по ту сторону баррикад.
В полную мощь в игре раскроется так называемый эффект бабочки — ни одно ваше действие не останется без шлейфа ярких и значимых последствий. Когда появилась возможность увидеть игру воочию, мы поняли, что это не просто красивая «замануха», это реально работающий механизм. Разработчики постарались сделать так, чтобы ни один ваш чих не остался безнаказанным.
Чтобы не быть голословными, расскажем — когда играла я, я обидела одного из героев, а он в самый ненужный для этого момент начал экспрессивно показывать своё упрямое «я», из-за чего мы оба чуть не погибли. Это действительно было неожиданно, ведь ситуация и так не из простых, а ссоры между героями только всё усложняют. В напряжении держит и атмосфера, и «бу-эффекты», да и в любой момент может кто-то умереть — тут это запросто. Игра на самом деле захватывает и заставляет погрузиться с головой, прожить вместе с героями эту страшную ситуацию.
Здесь отсутствует строгая завязка между понятиями «действие» — «конкретный результат», как во многих сериалах. Каждый шаг, как мы уже сказали, может развиться в непредсказуемую цепь последствий. Непредсказуемую — ключевое слово. Вам практически не дают шанса просчитать всё наперёд. Всё, как в жизни. Поэтому-то на происходящее интересно смотреть, несмотря на то, что «суповой набор» стандартен. Казалось бы, всё банально и уже где-то видано, но ситуации могут сложиться так остро, потребовать от вас настолько сложного выбора, последствия которого вы сможете ощутить на себе только спустя время.
Until Dawn действительно смотрится как фильм — огромное спасибо анимации и стараниям разработчиков, которые колдовали над пластикой и мимикой героев. Крупные планы так просто завораживают, но и тут, конечно, не обошлось без косяков.
Тени иногда ведут себя странно и порой отрезают половину лица у героев. Если присмотреться, можно заметить, что физически это нереально. Разработчики на выложенных официальных скринах постарались скрыть эту оказию, а мы показать увиденное не можем из-за соглашений. Ещё, на наш взгляд, перестарались с бликами во взглядах. Но давайте всё же не будем забываться и напомним себе, что перед нами — игра, а не живые актёры.
Но, что радует, в игре разработчикам удалось поймать золотую середину между тем, когда игрок просто наблюдает за событиями и тем, когда он в них участвует. Вы в меру и понаблюдаете, и поучаствуете, без скуки от первого и напряга от второго момента. Время ввода команды тоже разработано грамотно — чем в более тяжёлой ситуации находится персонаж, тем быстрее вы должны что-то сделать и что-то нажать, и наоборот.
Исследование окружающего мира отнимает не меньше времени, чем диалоги или простое созерцание. Но это будет не просто брожение по окрестностям — вам нужно будет выводить логические заключения из совокупности собранных улик, это, в свою очередь, будет так ил или иначе менять ход событий, а также вам будут доступны специальные предметы, которые могут показывать возможные развития ситуаций. Последние, однако, не стопроцентные оракулы — они могут только показать возможное и слегка направить, но ни в коем случае не будут пророчить неизбежное.
Так стоит ли тратить время и деньги на новинку? на наш взгляд, да, если вас не тошнит от молодёжных историй и от киношных клише. Для всех остальных, тех, у кого мозг ещё не замутнён подобным, игра станет достойным образцом того, как нужно воплощать жанр. И хоть и начинается всё с весьма обычного и знакомого сюжета, но он в процессе раскрывается и расцветает такими поворотами и сложностями, что выныривать оттуда просто не хочется. А как можно оценить проект выше?..
Достоинства:
- достойнейшее воплощение интерактивного жанра;
- анимация лиц и пластики персонажей на высшем уровне;
- сочная атмосфера напряжения и страха;
- разнообразие вариантов развития событий в зависимости от вашего выбора.
Недостатки:
- обилие клише в завязке сюжета;
- порой персонажи «залипают» в углах, и вывести их оттуда трудно.